четверг, 20 января 2022 г.

 

2022 год-Год культурного наследия народов России: материалы в помощь

Уважаемые коллеги!

Год культурного наследия народов России  дает возможность хорошо изучить народные промыслы разных регионов. Предлагаю материал на эту тему

Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.



Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.
Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Пазлы (распечатайте, заламинируйте, вырежьте и используйте в работе!


 

По преданию, деревню Филимоново назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков: мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы.

Свистульки изготавливали из остатков материала, которые не годились для крупных изделий. Сначала все фигурки отдавали детям, затем стали продавать на ярмарках. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Все деньги, вырученные от продажи свистулек, откладывали в приданое юной мастерице.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься. В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Для росписи филимоновских игрушек используют всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» — создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц.

     

 
 
Первое письменное упоминание о дымковской игрушке относится к 1811 году. Главный атрибут «Свистуньи» впечатлил столичного генерал-майора Николая Хитрова, сосланного в Вятку. Генерал так красочно описал игрушки и сам праздник, что с тех пор при упоминании Дымково вспоминаются яркие фигурки.
Секрет «дымки» передавался в семье по женской линии: от матери к дочери. Игрушку лепили из глины с песком, белили мелом, разведенным в молоке, раскрашивали яичными красками. Сначала изображали животных, как повелось с язычества. Но символом «дымки» стала барышня.
 Дымковская игрушка не любит «одиночества». Художницы создают целые композиции, рассказ. Сюжеты — бытовые, например спасение грибника от медведя, праздничные — ярмарочные гулянья или с претензией на историю — к примеру, лодочная прогулка Степана Разина с княжной.

 
 
Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово Московской области.
В начале XIX века сразу в нескольких деревнях и селах Троицкой волости (современный Мытищинский район Московской области), среди которых было и Жостово, появились мастерские, где расписывали лакированные изделия из папье-маше. В это же время местные мастера, братья Вишняковы, стали расписывать еще и металлические подносы. «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.», — значилось в их прейскуранте.
После революции в селе и соседних деревнях были организованы артели, в том числе Жостовская трудовая артель. Все они объединились в 1928 году в артель «Металлоподнос». В 1920–1930-х годах в жостовскую живопись пытались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художникам удалось отстоять традиции промысла, и в 1960-х начался новый этап в его истории. Расписные подносы получили статус уникального вида народного искусства, их начали представлять на международных выставках, все больше внимания стали уделять не только массовому производству, но и уникальным работам известных мастеров.
Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.
Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков. Заготовку покрывают специальным грунтом и двумя слоями черной эмали, после чего начинают расписывать в определенной последовательности: создают эскиз, наносят тени, прорисовывают мелкие детали.
 
 
 
 
Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.
Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Источник: сайт Культура. РФ

Комментариев нет:

Отправить комментарий